Как создавался постер «Гісторыя Беларусі»

Дизайн → Полка в магазине

Проект «Мапа станаўлення Беларусі» не мог закончиться холодным онлайном: я давно мечтал сделать что-то, что можно будет потрогать руками. Тем более, что идее сайта предшествовал именно бумажный плакат. Итак, спустя полтора года и один день после запуска Мапы, в июле 2017 я забрал из типографии постер «Гісторыя Беларусі». О его создании я уже успел рассказать в Гомеле, Минске, Москве и Праге. По свежей памяти сделаю пост в блоге.

Я сел за плакат в феврале и планировал справиться за месяц. Ну а что: факты все собраны, картинки подобраны, сиди да верстай. С оценкой сроков я опять промазал. Выяснилось, что круг задач сильно больше. Если коротко: фактчекинг → ещё один фактчекинг (бумага вам не веб) → сверстать плакат → подтюнить всю растровую графику → нарисовать и сверстать лендинг → найти тубусы → заказать тубусы → найти типографию → напечатать плакат → напечатать наклейки → упаковать плакат в тубусы → фотосессия → социальные сети. Таким образом вёрстка плаката — это половина всех работ. А то и меньше.

Дизайн

Для узнаваемости я оставил шрифты и цвета Мапы.

Я пробовал сверстать так, чтобы одно столетие занимало ровно одну строку, сохраняя ритм годов. То есть, например, ровно по центру любой строки будет 50-й год. Но этот вариант давал неоднородную плотность вёрстки: где-то получались огромные дыры, а где-то — фарш из событий, как, например, в районе 1917.

В итоге я забил на это и просто «нанизал» события на единую ось, которая будет биться на строки столько, сколько нужно. Я боялся, что в таком варианте появятся ложные связи по вертикалям. Но нет, вроде всё ок.

Я разметил очень дробную сетку, которая позволила с одной стороны не связывать себе руки и поддерживать порядок в вёрстке с другой стороны. Таким образом я поделил строку на 100 колонок, а по вертикали через каждые 4 пункта прочертил горизонтальную линию. Так в макете не оказалось случайных вещей: всё на своих местах.

В последний момент, когда я уже хотел нести файл в типографию, я сделал пару важных изменения.

Во-первых, перенёс линейки-шампуры так, чтобы год всегда однозначно был связан с событием. Хотя мне так нравилась идея, что на них каждое событие как будто «нанизывается» посерединке.

До и после. (На картинках про сетку показан уже вариант «после»)

Во-вторых, по совету Дениса С. поменял тёмно-синий фон на, так называемый, English Green. Я тогда смотрел замыленными глазами на макет и не понимал: то ли стало слишком хорошо, то ли здесь что-то не так. Стало лучше. Это была отличная идея.

До и после

Печать

Оказалось, что напечатать в Минске честный А1 — это проблема. Чаще всего типографии предлагают какой-то усечённый А1, который с каждой стороны уменьшен сантиметров на 10. Для меня это было критично. Но в итоге я всё-таки нашёл типографию, которая сделала всё в лучшем виде (спасибо).

A post shared by Letapis.by (@letapisby) on

 

Я ни в коем случае не собирался экономить на качестве. Поэтому итоговая стоимость оказалась в два раза дороже прогнозируемой. Зато плакат напечатали на очень приятной плотной бумаге в пять красок. Я до самого конца переживал, что что-нибудь пойдёт не так, ведь я не печатал ничего сто лет. Когда мы приехали за тиражом, всё оказалось лучше, чем я себе представлял.

Сборка

Коробки с тубусами оказались больше, чем я себе их представлял. Ко мне приехала машина, и отгрузила 8 коробок 60 × 60 × 60. Я заставил ими всю гостиную и не знал, как и где это добро хранить, чтобы не превращать квартиру в логистический центр.

Дзякуй @prodriver_by за лагiстычную дапамогу

A post shared by Letapis.by (@letapisby) on

В тот момент я понял, что это только начало. Ведь каждый плакат нужно аккуратно скрутить, засунуть в тубус, а к тубусу приклеить неконтролируемую виниловую наклейку. На первую сборку у меня ушло минут пять, за которые я проклял всю задумку с плакатом и все те восемь коробок тубусов, которые поселились у меня на неопределённое время. Конечно же со временем я придумал пару хитростей и теперь «компилирую» тубус за полминуты.

Сборка плакатов из рутинной работы превратилось в медитативный процесс. Ко мне стали приходить в гости друзья, чтобы «покрутить». Пока в доме не закончились джин, Кампари и вермут.

Короче, плакат — продукт крафтовый. С душой. И с негрони.

Feat. @theowlnews & @yakudzablr

Запуск

Хайпа как с Мапой не было. Мапа — бесплатная, в интернете, прямо здесь и сейчас, ей легко поделиться. Плакат — за деньги, где-то там, но не здесь.

Так или иначе, плакат встретили тепло. Про него написали почти все белорусские СМИ за просто так, не глядя на то, что такую заметку можно трактовать как рекламную. Спасибо.

Дела пошли неплохо, поэтому вместо плакатов будет серия вина #гуркi #цыбуля #часнок #памiдоры #яйкi #фудблог #бьюти #fashionblogger #fashion #instastyle #foodporn #foodblogger #бьюцi #namakeup #followme

A post shared by Aleksey Cherenkevich (@cherenkevich) on

СММ

Моё самое большое упущение со времён запуска Мапы в том, что я продолбал хайп и не стал собирать аудиторию. Учитывая мегалояльный фидбек и огромный трафик, паблик letapis.by мог бы иметь сейчас пару десятков тысяч подписчиков.

Отсюда правило: если у вас есть возможность собирать аудиторию — собирайте, даже если не знаете, зачем это вам. Потом пригодится.

Чтобы поддержать плакат, я сделал группу на Фейсбуке, которая стала для меня СММ-полигоном. Я ничего в этом не понимал, и мне было интересно попробовать. Я придумал несколько форматов, которые перебирал, делал наблюдения, покупал рекламу, анализировал статистику.

Если рассматривать ситуацию в одном из пределов, то, наверное, лучше всего будут работать простые посты в духе «Нравится %noun% — жми лайк». Но мне чужда такая всеядность.

Я вовремя нарвался на рассказ Василия Эсманова о том, что бренды в сети должны являть собой СМИ. Как Т—Ж: это полезный СМИ-ресурс, который между делом продаёт. Я хотел, чтобы паблик letapis.by был в первую очередь интересным журналом про историю Беларуси.

Лучше всего работали посты про годовщины. Причём, чем шире известен сабж, тем больше активностей он собирал.

У меня в iBooks есть много отмеченных цитат из белорусской литературы. Картинки с цитатами неплохо полетели, хотя я переживал, что тут много букв, и они не зайдут. Тот случай, когда из подручных средств за пару минут появляется что-то ценное.

Фотки с известными личностями работают хорошо, но таким постам нужно уделять много времени.

Алег Хаменка, группа «Палац»

Алег Хаменка раiць! #palats #палац #менск #мiнск #беларусь #letapisby #minsk

A post shared by Letapis.by (@letapisby) on

Виталий Гурков, группа Brutto

Дванаццаціразовы чэмпіён свету па тайскім боксе Вiталь Гуркоў i постэр «Гiсторыя Беларусi» poster.letapis.by #brutto #letapisby

A post shared by Letapis.by (@letapisby) on

Мне не хватило терпения для достижения каких-то существенных результатов в раскрутке паблика. Но я примерно понял, что работает, а что нет. Понял, что серебряных пуль практически нет, и у каждой ниши должен быть свой подход, выкристаллизованный через метод проб и ошибок. Хотя, наверное, упорный труд, понятный контент-план хотя бы на пару недель вперёд и постоянная аналитика — это и есть серебряная пуля. Тры чарапахі СММ, так сказать.

Я уверен, что СММ сегодня — это как уметь делать сайты на Друпале 10-15 лет назад. Ты в интернете, если у тебя есть сайт есть страница на Фейсбуке.

Что я понял на этом проекте

Не нужно бояться аутсорса. Иначе каждый шаг будет тянуть одеяло на себя, принося в жертву качество других шагов.

Нельзя разбазаривать лояльных людей. Если есть возможность аккумулировать аудиторию — это надо делать сразу.

Важно не продолбать AHA-момент, когда человек склонен к импульсивным покупкам. У нас не получилось быстро организовать оплату через интернет. Увы.

Частные юристы — это просто, удобно и не так дорого, как кажется. Даже за 15 минут можно решить кучу головняков.

Краудфаундинг — хорошая вещь. Надо попробовать в следующий раз. Там всё просто с юридической точки зрения. Плюс есть возможность увидеть спрос на свой продукт, не потратив ни рубля.

За фотографии спасибо Павлу Антонову.

Распространение

Ближе к релизу я напечатал на цифровом плоттере плакат в натуральную величину и шёл с ним домой. Проходя мимо сувенирного магазина, меня осенило: ведь такие магазины — это идеальное место для распространения плаката. Я зашёл в него и попробовал заговорить с продавщицей, которая оказалась ещё и владелицей точки. Диалог оказался непродолжительным: после того, как я развернул ей плакат, она сказала, мол, «извините, но мы продаём только дизайнерские вещи». Оооок.


Ст. м. Якуба Коласа, пр-т Независимости, 58, 317 павильон на 3-м этаже. С 11 до 19 каждый день.

Сейчас плакат продаётся в магазине LSTR Adzieńnie в «Московско-Венском» торговом центре в Минске. Можно заказать доставку почтой или сходить самому. Кстати, там очень качественная одежда с неплохими принтами.


Я очень надеюсь, что вся эта история не закончится на розничной продаже. Очень хотелось бы видеть плакат в библиотеках, школах, универах. Думаю, даже меценатов для такого дела найти было бы не сложно. Но прямо сейчас мне проще повесить плакат в барах и пабах. Или у вас дома.

Если есть интересные идеи на счёт плаката — пишите мне на почту.

SaveSave

SaveSave

SaveSave

SaveSave

SaveSave

SaveSave

SaveSave

SaveSave

SaveSave

SaveSave

SaveSave

SaveSave

SaveSave

SaveSave

25 декабря 2017
Оставьте комментарий
FB
VK
TW

Ещё по теме